- Ислам
- одна из наиболее распростр. религий (араб. — покорность). И. возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. н.э. Причиной возникн. И. было образование клас. общества и госуд. у арабов, к-рые в кон. 6 — нач. 7 вв. переходили из стадии первобытнообщ. в стадию рабовлад. отношений. По мнению нек-рых историков, возникновение И. явл. отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соотв. первобытнообщ. строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. формацию. Идеологич. предшественником И. был ханифизм. Основателем И. счит. мекканец Мухаммед. Осн. источ. начального И. явл. Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти — манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретич. хар-р И.О политич. событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершено не имеем достоверных сведений, но вероучение И. хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась община верующих (мусульман), в к-рой члены ее были объед. по признаку религ. принадлежности, вне зависимости от кровнородств. связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военач. и верх. судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза.Гл. догмат И. — единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Чтобы воспитать у мусульман чувство постоян. преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог — закат и делать пожертвования — садака. Свящ. война — джихад в целях распростр. И. объявлена религ. подвигом.После араб. завоев. в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифициров. в 9 в., она стала свящ. лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ («корней») мусульм. права.Антифеод. движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. выражение в учениях различ. мусульм. сект. Первой сектой в И. были хариджиты, к-рые вели вооруж. борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявл. свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксал. мусульманам.Распростр. в Халифате в 7 — 8 вв. И. встречал идеологич. сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. появл. мутазилитов. Знакомые с диалектич. методами др.-греч. и эллинистич. философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в кач-ве офиц. учения в Халифате, но потерпели пораж. в борьбе с поборниками мусульм. правоверия. Но последние, в целях сохранения своего влияния на массы, были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. богословие — калам. Основоположником калама считается Ашари (874 — 935). Уже в 1 в. мусульм. эры (хиджры) в И. произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух осн. направлений — суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. власть в Халифате между двумя группировками господств. класса. Шииты, явл. меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656 — 661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда; он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейяд-ских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верхов. духовными руководителями «общины верующих», т.е. всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадск. халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. власти, сохранил функции суннитского верхов. имама, считавш. защитником и охранителем вероучения ортодоксального И.Коран и сунна стали у суннитов осн. произв. религ. лит-ры — свящ. предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. общества, иджма и кыяс были также признаны основами или «корнями» фикха — мусульм. правоведения. Правоведы — факихи — составили своды мусульм. права — шариата. Применение адатов, т.е. обычаев, регулировавших обществ. отношения у нек-рых племен и народностей, обращавш. в И., было допущено наряду с нормами шариата.Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. была завершена выработка норм мусульм. права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов — имамы Абу Ханифа (ок. 699 — 767), Малик ибн Анас (715 — 795), аш-Шафии (767 — 819) и Ибн Ханбал (780 — 855) — считались авторитет. муджтахидами, т.е. правоведами, применявш. иджтихад — само-стоят. толкование религ. права. После них у суннитов «двери иджтихада были закрыты». Муджтахиды утратили право толковать усуль (т.е. осн. положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т.е. второстеп. богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. права к новым политич. и обществ. явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего явл. выражением совокупного мнения богослов и правоведов того или иного мазхаба.Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в теч. всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца — шавваля, происходит веселый ид альфитр — «праздник разговения», или ураза-байрам. «Великим праздником» считается ид аль-адха — праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм. месяца зул-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж — вознесение, связанный с поверьем о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид — в ознаменование дня рожд. этого пророка.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.